Травить или не травить - вот в чём вопрос...

Захотелось попробовать свои силы и возможности в других направлениях художественного творчества.

И ранее было желание поработать с металлом, что частично я и воплотил в танковых конкурсах. Но всё это было не то…

Путешествуя по бездонному интернету среди многочисленных, богатых развалов блошиных рынков, обратил внимание на медные, латунные украшения, обереги, браслеты ручной работы.

На вид простые изделия, они обладают волшебной притягательностью… Мимо которых невозможно пройти.

И, судя по комментарием в интернете, они быстро находят своего покупателя и ценителя.

И за что я благодарен интернету, что здесь есть возможность увидеть не только готовые изделия. Мастеровые, талантливые люди делятся, совершенно бескорыстно, своими идеями, технологиями.

Многочисленные мастер-классы практически на любую тему.

Главное иметь желание что-то творить и также делиться информацией с другими.

Ознакомившись с технологиями, я заинтересовался травлением металла хлорным железом.  Тем более что в запасниках имелось какое-то количество меди и латуни. Плюс наличие дома лазерного принтера. В киоске радиотоваров купил баночку хлорного железа для травления плат. На первый раз вроде все компоненты. Хотя нет, вспомнил, что дома нет нашатырного спирта. Докупил. Ну, теперь вроде всё.

И так, с чего начать?

Надо решить, какой рисунок буду вытравливать. Случайно обратил внимание на аватар Дьякона – сотрудника фирмы Wargaming, отвечающего за проведение творческих конкурсов в World of Tanks.

Там и шрифт,  и наличие тонких линий. В общем, для опыта годится.

Надеюсь, что он не обидится.

Но в том расширении и размере, рисунок аватара, в каком он находится на форуме, для травления не годится. Желательно иметь векторный рисунок. Поэтому необходимо найти в интернете такой же аватар, но более лучшего качества и размера. Поиск выдал нужный мне вариант,

Правда, jpeg. Пришлось в иллюстраторе перевести его в вектор и там, в формате А3 сделать несколько копий изображения в размере 3 см на 4 см. почему несколько? При переносе на металл возможен брак, поэтому, желательно, иметь больше рисунков, что бы исправить ситуацию. Техника переноса рисунка на металл называется ЛУТ (лазерно-утюжная технология). Она уже морально и технически устарела, есть в продаже другие специальные средства – информацию легко можно отыскать в интернете.

Я же её использую, как самый простой и бюджетный вариант, что позволит в дальнейшем, если будет необходимость продажи готовых изделий, снизить их себестоимость и их продажную стоимость.

Печатать надо не на обычной для принтера бумаге, а на глянцевой. Можно использовать страницы из глянцевых журналов. Зачем лишние траты. Не обращайте внимания, на наличие на странице текста, фото – это нам абсолютно не мешает.

Забыл уточнить, что рисунок должен быть чёрно-белым, с насыщенным чёрным цветом и, не забудьте, зеркальным.

Травить или не травить - вот в чём вопрос...

Распечатав, вырезаем с запасом с двух сторон. Тонером вниз накладываем рисунок на подготовленную пластинку металла (шлифованную и обезжиренную) и подгибаем края бумаги, фиксируя их скотчем. Это необходимо для того, что бы при утюжке рисунок не сместился, иначе пришлось бы всё повторять заново.

Травить или не травить - вот в чём вопрос...

И так утюгом начинаем проглаживать, разогревая металл  и отпечаток. От высокой температуры тонер спекается с поверхностью пластинки, после чего кладём нашу заготовку в ванночку с горячей водой для размокания бумаги минут на 20-30. Глянцевая бумага размокает дольше обычной.

Размокшую бумагу аккуратно под струйкой воды скатываем с поверхности металла, стараясь не повредить тонер. Более мелкие участки можно очищать от бумаги зубной щёткой или иголкой.

Поправить рисунок можно тонким перманентным маркером.

В пластиковый контейнер на три части воды добавляю одну часть хлорного железа. Необходимо получить темно коричневый насыщенный раствор. Важно: в воду кладём хлорное железо, а не наоборот – не то произойдёт  неприятная химическая реакция.

Не забываем изнаночную сторону пластинки заклеить скотчем, что бы и её не протравить.

В пластинке пассатижами подгибаю углы в сторону рисунка – получаются своеобразные опоры. После чего рисунком вниз опускаю пластинку в контейнер. Ножки-опоры создают пространство между лицевой частью изделия и дном контейнера.

Травим примерно час, периодически проверяя глубину травления, промывая пластинку под струйкой воды и вновь опуская в раствор.

Травить или не травить - вот в чём вопрос...

После травления хорошо промываем, высушиваем.

Травить или не травить - вот в чём вопрос...

Декорирую патиной, опустив пластинку в герметичную ёмкость с несколькими каплями нашатырного спирта. Минут через сорок она покрывается стойким тёмно коричневым налётом.

Травить или не травить - вот в чём вопрос...

Остаётся лишь выпуклые части зачистить мелкозернистой шкуркой и при желании отполировать пастой Гоя или зубным порошком (можно купить в аптеке).

Травить или не травить - вот в чём вопрос...

Интересная технология. Вытравил уже несколько разных рисунков.

Травить или не травить - вот в чём вопрос...

И продолжаю работать в этом направлении.

Удачи!