Журнал "Советское фото" февраль 1988. Часть четвёртая

"ФОТОТВОРЧЕСТВО
Сергей Ветров, Михаил Леонтьев Пейзаж продолжается...

Полтора столетия тому назад Н. Ньепс запечатлел вид из окна своей мастерской.
Фотография началась с пейзажа.
Задумаемся над этим. «Искусство, призванное сотрудничать с солнцем» (А. Ламартин), первый свой взор обратило на почву и зелень, которые кто-то потом, наверное, в академическом вдохновении назовет окружающей средой. Теория эстетики зафиксировала: древние художники не воспринимали красоту пейзажа. У них пейзаж служил лишь «обозначением внешнего мира». Первые фотографы — это поэты. Они сразу же нацелили объективы на красоту мира. Тысячу раз писалось о пикториальном пути светописи. Поклонимся добрым, старым именам Ю. Еремине, Н. Петрова, Н. Андреева, П. Клепикова, С. Иванова-Аллилуева, С. Лобоеикова... Это были замечательные пейзажисты, которых отличало рыцарски-благородное отношение к своему делу, подвижничество, большая художественная эрудиция. (В скобках заметим, что судьба отечественного фотопейзажа складывалась отнюдь не элегично. В двадцатых годах пикториальная фотография подверглась ожесточенной критике со стороны пролеткультовцев и их последователей. В выражениях не стеснялись: «Этюд Клепикова — это крепостнически-дворянская эмоция, утонченный созерцательный сплин Онегиных и Лаврвцких». Это еще мягко. Фотопейэажистов обвиняли в «эстетической контрреволюции».)..."